Углеродное регулирование в России. Ожидания. Реальность?

10.10.2021

   1 июня 2021 Государственной думой был принят федеральный закон “Об ограничении выбросов парниковых газов”, положивший начало формированию в России нормативно правовой базы в сфере углеродного регулирования.

   Закон, вступающий в силу 30 декабря 2021 г., определяет основы правового регулирования отношений в сферах деятельности, которые сопровождаются выбросами парниковых газов. 

   С 1 января 2023 должны отчитываться компании, в результате деятельности которых выбрасываются парниковые газы, масса которых эквивалентна 150 тысячам тонн углекислого газа в год и более.  А с 1 января 2024 года под регулирование попадут юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых выбрасываются парниковые газы, масса которых эквивалентна 50 тысячам тонн углекислого газа в год и более. Такие отчеты должны будут предоставляться до 1 июля года, следующего за отчетным, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Порядок и форму отчёта будет устанавливать правительство. 

   Принятие этого закона - событие, несомненно, долгожданное и закономерное. Ведь в последнее время российское правительство активизировало свою деятельность в климатической повестке. Так, Россия в 2019 году присоединилась к Парижскому соглашению о климате, цель которого - ограничить выбросы парниковых газов, и уже 25 ноября 2020 г. Россия заявила о своем первом определяемом на национальном уровне вкладе в рамках реализации Парижского соглашения. Несомненно, весомый вклад в активизацию климатической повестки в России внесла и политика Европейского союза, связанная с реализацией программы "Зелёный курс" (European Green Deal), целью которой является превращение Европы в первый климатически нейтральный континент. В рамках этой программы ЕС предполагает введение углеродного налога на импортируемую продукцию, что является серьезным вызовом для российской углеродоемкой экономики и отечественных производителей. Именно поэтому крайне важно создать в нашей стране нормативно-правовую базу, способствующую переходу к низкоуглеродной модели экономики. 

    Да, принятие федерального закона “Об ограничении выбросов парниковых газов” стало важным шагом к формированию такой нормативно-правовой базы и ввело в нее такие понятия как: климатический проект, углеродные единицы, реестр углеродных единиц, оператор углеродных единиц.  Однако мы понимаем, что впереди еще предстоит огромный объем работ для того, чтобы весь этот механизм углеродного регулирования заработал. Необходимо принять не один нормативно-правовой акт и внести изменения в налоговый кодекс и кодекс об административных правонарушениях, создать реестр углеродных единиц (или воссоздать его? Ведь в “киотские” времена такой реестр в нашей стране был), определиться, кто будет оператором этого реестра. 

   Немногим погодя, Минэкономразвития предоставило для обсуждения нормативно-правовые акты разработанные в развитие норм и раскрытие механизмов принятого ФЗ. 

Среди размещенных проектов:

- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

- ведомственный нормативный акт «Об утверждении порядка представления отчета о реализации климатического проекта и формы такого отчета, порядка и критериев отнесения проектов к климатическим»;

- постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц»;

- постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения реестра углеродных единиц»;

- постановление Правительства РФ «Об определении порядка верификации результатов реализации климатических проектов»;

- постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям»;

- постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка оценки достижения целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов»;

- постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области ограничения выбросов парниковых газов»;

- постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов, предоставления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, а также формы отчетов о выбросах парниковых газов».

  Принятие этих нормативно-правовых актов ожидается в ноябре 2021 года. Здесь явно прослеживается связь с 26-ой Конференцией ООН по изменению климата (COP26), которая пройдет в ноябре в Глазго. Но стоит ли спешка с принятием этих подзаконных актов возможности похвастаться на COP26 наличием в нашей стране подобного законодательства? Ведь эти проекты на данный момент выглядят сыро и вызывают множество вопросов и обеспокоенности. 

   К примеру, в проекте предлагаемых изменений в Налоговый кодекс фигурируют лишь углеродные единицы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, что может затруднить реализацию на территории России климатических проектов по международным стандартам, таким как VCS Verra, Gold Standard и др. и изолировать Россию от международного рынка углеродных единиц. Несомненно,  в таких вопросах как глобальная климатическая политика и углеродное регулирование не стоит обособляться от международного сообщества и практик. 

   А ведь у нас еще остается нерешенным вопрос о статусе лесов на сельскохозяйственных землях и возможности лесоразведения на этих землях! При принятии положительного решения этого вопроса наша страна сделает действительно большой шаг к низкоуглеродной экономике, а климатические проекты получат новый импульс к развитию. 

Разумеется, хочется верить в  то, что к ноябрю эти проекты будут доработаны, а правильные решения будут приняты. Что ж, ждем ноября, ждем COP26 и надеемся на лучшее!

 

Ссылка на источники:

  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388992/

  2. https://tass.ru/ekonomika/1152505

  

 

Читайте так же:

Обратная связь

Хотите первыми узнавать об актуальных датах посадок и быть в климатической повестке?
Подписывайтесь на нашу рассылку!