26.08.2021
Потенциальные возможности лесного хозяйства для экономики и снижения углеродного следа
Климатический кризис теперь трудно игнорировать. Его разрушительную мощь, набирающую обороты признают не только на правительственном уровне, но и те, кто долго отрицал климатические изменения как таковые. Согласно последнему докладу Межправительственной группы по изменению климата у человечества есть всего решающие 9 лет, чтобы хоть немного смягчить его сокрушительные последствия. Из хороших же новостей то, что мы все еще можем повлиять на климат. Человечеству всего-то нужно сократить свои выбросы парниковых газов в атмосферу. Речь уже не идет о государствах ( лидерах производства,как например, США и Китай), а обо всех странах мира и каждом отдельном жителе планеты. Нам необходимо задумываться о своем вкладе в этот процесс.
Принято считать, что в России много леса, (а он как известно, является крупным поглотителем СО2), на самом деле так и есть, нашей стране принадлежит по скромным подсчетам 800 млн га леса ( треть мировых запасов древесины), но несмотря на то, что его много, требуется бережное отношение и ,конечно, все парниковые газы он не поглотит. Раз уж на лес возлагаются большие надежды, в данной статье мы бы хотели рассмотреть потенциальные возможности сокращения парниковых газов в лесном хозяйстве, а также потенциальные выгоды для экономики страны.
Перемены неизбежны, вопрос в том, что в природе выживает не всегда сильнейший, а тот кто лучше приспособился!
Напомню, что для достижения целей Парижского соглашения требуется общее сокращение парниковых газов всех стран, подписавших его. Сложность состоит в том, что пока никто не может сказать, как это сделать без существенного удара по экономике.
Ученые РАН и Европейского института леса считают, что для достижения целей по смягчению негативных последствий изменения климата необходимо:
увеличить поглощение углерода лесными экосистемами;
увеличить потребление биотоплива, использование строительных материалов и других биопродуктов, которые могли бы заместить ископаемое топливо и углеродоемкие материалы;
увеличить развитие применения побочных продуктов леса.
В статье мы рассмотрим некоторые возможные варианты использования лесных ресурсов, которые могли бы позволить обществу получать экологические и экономические выгоды от лесного хозяйства, а главное, снизить углеродную нагрузку на атмосферу.
Деревянное строительство
В России пока сложно с многоэтажным жилым строительством из-за законодательной базы, в которой не допускается деревянное строительство выше 5 м и площадью более 500 м2. Но техническая возможность для этого есть, например строительство домов из CLT- панелей ( производит Segezha Group) до 10 этажей.
По свойствам этот материал близок к железобетону, но в шесть раз легче железобетонных плит. А теплоизоляционные свойства CLT-панелей в 3-5 раз превышают аналогичные свойства кирпичных или бетонных стен. Панели CLT (от английского Cross Laminated Timber — перекрестно склеенная древесина) изготавливаются из пиломатериала хвойных и лиственных пород. Высушенная в камерах до влажности 12% древесина укладывается слоями под 90 градусов относительно друг друга и под давлением склеивается в единый массив.
Технология перекрестного склеивания избавляет древесину от присущих ей недостатков и позволяет по-новому использовать этот материал. Самым, пожалуй, ярким примером использования этой технологии стал жилой комплекс Via Cenni в западном районе Милана, построенный в 2013 году.
Плюсов в использовании панелей для строительства масса: скорость строительства, экологичность, безопасность и устойчивость к внешним факторам, пожаростойкость. Что примечательно, использование подобных технологий поможет сократить выбросы СО2 от 11 до 63 млн т (12 млн т СО2 выбросы п. Сахалин).
В России пока нет многоэтажных построек, возведенных из CLT-панелей, но некоторые регионы (пока только в Приамурье) уже всерьез задумываются о поддержке производителей строительных материалов и стимулированию деревянного домостроения. Возможности для развития деревянного многоэтажного домостроения есть, и правительство заинтересовано в его развитии в ближайшем будущем.
Квартал Via Cenni в Милане (2013 год) полностью возведенные дома из CLT-панелей.
Текстильная промышленность
Говоря о текстиле из древесины невольно вспоминается известная цитата из художественного фильма про «варежки из елки», и это выражение не так далеко от истины. В 1980-х годах Россия была мировым лидером по производству вискозы.*
Вискоза - натуральный текстиль, продукт химической реакции из древесины. Вискозные волокна получают из древесной целлюлозы. Для этого на комбинатах древесина измельчается до состояния щепы, а затем отваривается в растворе щелочи. В результате этой процедуры получается целлюлозная масса серого цвета. Затем полученная масса отбеливается и прессуется в картонные листы, которые отправляют на комбинаты химического волокна, чтобы в дальнейшем их переработали и изготовили нити.
Сейчас в стране производится не более 1% от общего объема растворимой целлюлозы (это связано с тем, что от производства в свое время отказались, а сейчас технологии в стране устаревшие и не позволяют обеспечивать сырье надлежащего качества и объемы).
Текстиль на основе древесины относится к новым и развивающимся видам продукции, которые могут принести России дополнительные преимущества в будущем. В основном современная текстильная промышленность России производит синтетические волокна, что обусловлено большими запасами нефти в стране и хорошо развитой химической отраслью. Несмотря на то, что синтетические волокна, такие как полиэстер, по-прежнему предпочтительны в промышленности из-за их цены и более однородных характеристик, существует интерес к возобновлению использования некоторых видов натуральных волокон для производства текстиля. К 2030 году мировой спрос на искусственные целлюлозные волокна может составить около 19 млн т. При ресурсоэффективной технологии производства на это потребуется около 44 млн м3 круглого леса, при этом количество предотвращенных выбросов CO2 составит около 65 млн т. К 2050 году эти цифры почти удвоятся по сравнению с 2030 годом.
Использование недревесной продукции леса
Еще один способ сократить негативное влияние человека на леса - помимо заготовки древесины увеличивать объемы использование побочных лесных продуктов. Это может быть интересно как крупным компаниям, так малому и среднему бизнесу.
Продукция леса экономически и экологически может быть более выгодна и менее углеродозатратна по сравнению с заготовкой древесины. В настоящее время степень освоения пищевых ресурсов леса в России остаётся крайне низкой, при этом достоверных данных об объёмах заготовки нет, или они очень противоречивы. Тем не менее, по имеющимся оценкам, объёмы использования некоторых из них таковы: брусника — 45 тыс. тонн (1,5% от биологического запаса), клюква — 40 тыс. тонн (2,5%), черника — 35 тыс. тонн (1,3%), орехи кедровые — 40 тыс. тонн (4%), грибы — 350 тыс. тонн (около 10%) ( Данные Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования, 2016 г). Очевидно, что использование недревесной продукции леса (сбор грибов, лекарственных трав, выращивание плодово-ягодных растений, заготовка сока древесных растений, пчеловодство и прочие возможности) недостаточно развито в нашей стране, и предстоит еще изучить все его выгоды в рамках адаптации лесного хозяйства к изменению климата.
В России самые большие площади первичных бореальных лесов в мире (90% всей площади российского леса занимают бореальные леса) и самые большие территории, и лишь относительно небольшая часть лесных ресурсов используется в хозяйственных целях.
Лесная биоэкономика обладает серьезным потенциалом роста, который может быть важен для России в период глобального перехода к сокращению выбросов. Увеличение использования древесины в многоэтажном строительстве и текстильном производстве может принести значительные выгоды по смягчению последствий изменения климата при осуществлении стратегии замещения в производстве таких материалов, как бетон, сталь, полиэстер и нейлон, производимых на основе использования ископаемого сырья.
Такое развитие биоэкономики потребует сильной политической воли, соответствующего законодательства, новых инвестиций в лесную промышленность и повышения осведомленности потребителей.
Поделитесь идеями, что нужно для того, чтобы реализовать климатически устойчивое ведение лесного хозяйства? Приветствуется обратная связь!
Екатерина Семёнова, руководитель проекта по лесовосстановлению.
Источник: публикация Европейского института Леса «Леса России и изменение климата. Что нам может сказать наука?» Пекка Лескинен, Маркус Линднер, Петер-Йохан Веркерк, Герт-Ян Набуурс, Йо ван Брусселен, Елена Куликова, Мариана Хассегава и Бас Леринк (редкол.) 2020 г.
Подписка на новости
Хотите первыми узнавать об актуальных датах посадок и быть в климатической повестке?
Подписывайтесь на нашу рассылку!